Руководство для начинающих: 7 базовых техник рисования акварелью

Рисуем поэтапно кувшинки на воде красками на бумаге

Этот рисунок понравится не только детям, но и взрослым. Мы будем создавать картинку с изображением кувшинок.


Рисовать будем гуашью. И первое что необходимо сделать – это создать фон, нанеся на весь лист бумаги темно синюю краску.

Затем берем зеленую краску и наносим ее поверх синей. Но не вторым слоем, а размываем в нижней и верхней частях рисунка. Кисточка при этом должна быть влажной.

Аналогичным образом втираем в верхней части рисунка белую краску. Влажной кисточкой размываем ее поверх основного фона.

На следующем этапе надо будет нарисовать листочки кувшинок. Для этого смешиваем три цвета: белый, зеленый и синий, и получившемся оттенком рисуем овалы, которые в дальнейшем станут листьями.

Теперь смешиваем белый с зеленым и желтым. Этим оттенком прорисовываем контуры по краям листьев.

Смешиваем белый и темно синий цвет. Аналогично добавляем к листьям несколько мазков.

И завершающим этапом станет добавление поверх каждого листа зеленого цвета. но немного.

Затем смешиваем синий цвет с коричневым и обводим получившимся оттенком каждый листок. Одновременно с этим на воде этим же цветом прорисовываем полоски.

Теперь синий цвет смешиваем с белым и делаем блики на воде. В нижней части рисунка их больше, а в верхней – это задний план, поменьше.

Листья готовы, теперь необходимо нарисовать цветы кувшинки.

Рисуем кувшинки

Смешиваем белый с розовым, добавляем чуть-чуть синего. Получившемся оттенком прорисовываем лепестки цветка кувшинки. Каждый лепесток наносим отдельным мазком.

Затем по краю каждого лепестка делаем мазки белым цветом для придания цветку объемности.

Это были лепестки, которые видны с внутренней верхней стороны. Теперь рисуем наружные лепестки. Это второй ряд. Добавляем больше розового, что бы оттенок был более насыщенным. Наносим следующую группу лепестков. После того, как нарисовали эти лепестки, по их краю так же прорисовываем белым.

В этот цвет, которым рисовали второй ряд лепестков добавляем немного белого. Этим уже более светлым оттенком рисуем третий ряд лепестков.

Смешиваем розовый, белый и синий цвет, рисуем последний ряд лепестков. Добавляем больше синего цвета и оттеняем края лепестков.

Этим же цветом под цветком рисуем блик или его отражение на воде. Затем синим отделяем цветок от этого блика.

Светло розовым рисуем рядом нераскрывшийся бутон. Коричневой краской добавляем на листья тень и влажной кистью немного размываем ее.

Светлым оттенком добавляем контуры на несколько лепестков, полоски на воду, где тень от цветка. Это были последние штрихи. В результате получили такую вот замечательную картинку.

Рисуем пейзаж в сырой и сухой техниках

Живопись акварелью по сырой бумаге дарит фонам и небесам изысканный подбор оттенков, плавно перетекающих друг в друга. Этот приём прекрасно подойдет для создания пейзажей. Немного практики, и вы научитесь безошибочно наносить на бумагу нужное количество воды в соответствии со своим замыслом. 

Упражнение для пейзажиста:

  1. Приклейте лист бумаги по краям на плоскую поверхность при помощи малярной ленты или используйте акварельный блок.
  2. Возьмите плоскую широкую кисть и смочите весь лист водой. убедитесь, что вся бумага намокла равномерно, не допускайте ни островков, ни лужиц. 
  3. Выберите цвет для неба. Например, кобальт синий. Широкой кисточкой прокрасьте верхнюю часть листа, размывая постепенно цвет по направлению к линии горизонта. 
  4. Вымытой и слегка отжатой кистью наберите теперь жжёной умбры или другой темной краски. Добавьте на голубое небо несколько облаков. Если бумага еще не высохла, тёмный цвет красиво смешается с фоном, не теряя при этом своих очертаний. Старайтесь не касаться одного и того же места дважды. Как нанесли цвет на бумагу, так и оставьте, пусть он сливается с другими сам собой, как получится. 
  5. Оставьте работу, пока фон не просохнет. Можно ускорить процесс, применив фен для волос. 
  6. Уголком плоской кисти вытащите несколько травинок из зелёной полоски. 
  7. Дорисуйте вдоль горизонта несколько деревьев. Сначала создайте им листву. Углубите зелёные тени. 
  8. Потом возьмите хорошо отжатую круглую кисть и прорисуйте стволы и кое-где ветви используя любую темную краску, например, сажу газовую. 
  9. По желанию можно добавить в крону желтых листьев. Смочив аккуратно несколько кусочков дерева и земли под ним, капните туда немного охры. 
  10. Пока акварель не высохла, добавьте местами кадмий красный и изумрудную зелень. Цвета должны красиво сливаться друг с другом.

Совет 3. Гармония цвета

Из всех советов по рисованию акварелью, поддержание цветовой гармонии – один из самых важных. Есть несколько простых приемов, чтобы поддерживать цветовую гармонию на протяжении всей работы над картиной. 

Ограничьте вашу палитру

Работа с двадцатью разными цветами, смешанными в вашей палитре – это звучит заманчиво, но обычно это приводит к несогласованному, грязному результату. Ограничьте ваши цвета всего до двух или трех, особенно на ранних стадиях работы. Ваш объект определит, какие нужно выбрать. Здания, пейзажи я начинаю рисовать растворами Натуральной Сиены (Raw Sienna) и Жженой Сиены (Burnt Sienna), с добавлением небольшого количества Ультрамарина (Ultramarine) и Индиго (Indigo), в зависимости от того, какую атмосферу я хочу передать, это дает гармоничную атмосферу для дальнейшей работы. Более яркие цвета могут быть добавлены позднее, при необходимости. 

В проекте «Речной Пейзаж» используются только 5 цветов (четыре из которых – синие) для создания простой, сдержанной цветовой гармонии. 

Картина, изображенная ниже, показывает, что ограниченная палитра оказывает намного более сильный эффект, чем полный цветовой спектр. В отличие от серого, белого и черного древесного угля (Grey, White, Black Charcoal), Интенсивный и Ультрамариновый синий (Phthalo and Ultramarine Blue) составляют большую часть этой картины. Небольшие брызги Розового (Permanent Rose) добавляют теплоты к главным областям картины. 

Материалы для работы акварелью

Я всегда говорю, что когда вы учитесь, на начальном этапе вам не стоит гнаться за супер-дорогими красками, супер-дорогими карандашами. Вам подойдут вполне бюджетные варианты. И это опять не про акварель.

Ученический вариант, который подойдет для этих задач – это акварельные краски «Белые ночи» (Ленинградская акварель).

У меня максимальный набор тридцать шесть 36, а так маленького набора в 12 цветов вполне будет достаточно, потому что любой цвет можно намешать из этих двенадцати цветов. Кисти нынче очень дорого стоят, поэтому я решила попробовать имитацию белки. Никакой разницы от белки не заметила, так что смело рекомендую. Я на пробу взяла две кисти — No3 и No6.

Это очень универсальные номера, которыми можно обойтись на начальном этапе и начать свой творческий акварельный опыт. И плотная акварельная бумага. Именно акварельная.

В художественных школах рисуют на ватманах, откровенно не понимаю этого. На ватмане писать акварелью можно, нормально на нем акварелью писать. Но на акварельной бумаге гораздо приятнее, кроме того, у акварели есть особенности, которые выявляются только на хорошей акварельной бумаге, зачем себе в этом отказывать. И если Вы первый раз пробуете акварель, то пробуйте на хорошей бумаге, а то, есть вероятность сразу разочароваться в акварели и забросить это дело.

Акварельная глазурь

Шаг 1

Эта техника требует импровизации и фантазии. На примере будем рисовать импровизированный ландшафт.

Сначала рисуем небо и реку голубой краской. Краску разделим небольшим количеством воды, это у нас будет водопад.

Шаг 2


Рисуем облака темно-розового цвета и начинаем рисовать гору желтым цветом. Также желтым цветом мы обозначим нижнюю часть рисунка.

На примере используются светлые и прозрачные тона, чтобы вы могли увидеть, как слои взаимодействуют.

Шаг 3

Смешав кобальтовый синий и ультрамариновый синий, мы нарисуем горизонт горы и оттеним маленький желтый склон.

Подсказка 1: позволяйте каждому слою высохнуть. Вы можете использовать фен, чтобы ускорить этот процесс. Держите его на расстоянии не менее 25-30 см, включите холодный режим и настройте фен на самый легкий поток воздуха. Никакого пара и горячего воздуха!

Шаг 4

Чтобы оттенить и добавить интересных цветов, используем оранжевый цвет. С его помощью мы создадим берега на переднем плане и оттеним небо.

Подсказка 2: если у вас образовались капельки лишней краски, промойте и вытрите кисть, как вы делали это в предыдущих техниках, и подберите ею капли.

Шаг 5

Обратите внимание, что на изображениях показаны разные кисти для рисования. Вы можете использовать те, что есть у вас в наличии

Возьмем темно-синий цвет и оттеним им верхушку горы, изменяя давление на кисть и проворачивая ее, чтобы создать интересную текстуру.

Шаг 6

Используя тот же синий цвет, поиграем с водопадом, нарисовав несколько кругов. Иногда визуальные клише становятся вашими друзьями.

Промоем кисть и наберем желтый цвет, им мы добавим визуальных деталей нашим берегам.

Шаг 7

После того, как краска высохла, оттеним пузырьки в водопаде оттенком фиолетового цвета. Так мы сделаем их интереснее.

Шаг 8

Нам нужно связать некоторые элементы и добавить деревья. На примере мы использовали круглые шаблоны для крон, но вы можете рисовать как вам угодно.

Шаг 9

Коричневым цветом мы изобразим стволы деревьев. Также с помощью синего мы еще немного оттеним воду и небо. Затем, используя розовый, голубой и зеленый, изобразим траву на переднем плане.

Шаг 10

Используем смесь розового и красного, чтобы добавить финальные детали. Деревья у нас теперь плодоносят, и несколько плодов лежит под ними.

Если вы присмотритесь, вы увидите, как каждый слой взаимодействует друг с другом. Более темный оттенок имеет большую силу, но когда цвета перекрывают друг друга, то они создают интересное и красивое сочетание.

“Мокрая” техника

Шаг 1

Намочите бумагу водой

Шаг 2

Промокните чистой губкой бумагу, убрав излишки воды. Старайтесь достичь равномерного распределения влаги по бумаге, у вас должен получиться атласный эффект.

Если бумага блестит, то значит, что она слишком мокрая, промокните ее еще раз.

Шаг 3

Мы снова будем рисовать ландшафт. Начнем, конечно же, с неба. Используя данную технику, проще рисовать сначала фон, переходя потом к объектам первого плана.

Шаг 4

Продолжаем рисовать небо до тех пор, пока оно нам не начнет нравиться. Штрихи будут расплываться, создавая интересный эффект.

Шаг 5

Теперь приступим к траве на первом плане. Используя зеленый цвет, сделаем несколько широких штрихов, оставив место для камней.

По мере высыхания бумаги, штрихи расплываются все меньше.

Шаг 6


Добавим формы. Для этого используем различные оттенки зеленого и нарисуем деревья на горизонте.

Шаг 7

Добавив деревья, давайте постараемся прибавить им фактуру. Для этого используйте более темный оттенок зеленого, чтобы расставить акценты.

Шаг 8

Добавим камни, используя серый цвет. Мы заполнили этим цветом пробелы на переднем плане, оставив немного просветов.

Старайтесь использовать либо темные, либо холодные оттенки. Использование и темных, и холодных оттенков создаст визуальный диссонанс.

Шаг 9

Расставим акценты, чтобы разнообразить рисунок. Используя багровый оттенок, изобразим несколько флористических элементов на переднем плане. Позвольте багровому растечься так, как ему хочется. Затем, используя сухую кисть, уберите цвет из средины пятен.

Шаг 10

Затем капните чистой водой в центр этих пятен, чтобы позволить им смешаться с травой.

Самое сложное в этой технике – знать, когда остановиться. Переусердствовав с размытиями и цветами, вы получите грязный рисунок.

Данная техника дает немного странный, но интересный результат. Рисунок, выполненный в этой технике, имеет гипнотизирующий эффект.

Этапы росписи

Создать шедевр на своих пальчиках под силу каждому. Если есть необходимый материал и минимум палитры, то даже с этим количеством и наличием фантазии можно творить чудеса. Рассмотрим пошагово, как создать красивый маникюр с использованием акварели:

  1. Оформляем ногтевую пластину в выбранном стиле – длина, форма. Обрабатываем пилочкой при необходимости.
  2. Если основа для рисунка будет на натуральном ногте, то обрабатываем его бафиком, снимая с него глянец. Если планируется подложка, просто обрабатываем обезжиривателем.
  3. Наносим основу под гелевый лак. Просушиваем под Led или UV лампой необходимое время – 0,5 или 2 минуты соответственно. Специальным средством убираем липкий слой.
  4. Покрываем выбранным цветом ноготки в 2–3 слоя, просушивая каждый слой в лампе.
  5. Приступаем к рисованию. Кисть лучше взять самую тонкую с острым кончиком – единичку, максимум двоечку. Слои делаем как можно тоньше. Краски берем меньше, воды больше. Получится прозрачный рисунок. На эту основу потом наращиваем цвета, оттеняя нужные элементы. Если нужны более выраженные расцветки, добавляем больше краски, меньше воды. Тонкие линии стебельков прорисовываем акварельным карандашом или самой тонкой кистью с густой краской. Оставшееся пространство можно оставить как есть или оттенить другими цветами. Ждем высыхания.
  6. Закрепляем результат базой и просушиваем.

При желании можно закрепить стразы, бусины, сделать напыление. Затем снова пройтись топом поверх всего акварельного маникюра. После окончательного высушивания ноготков можно любоваться своим творением. Времени занимает это долго, но результат в итоге себя оправдает. Акварель на ногтях придаст романтичности и легкости образу, сделает его стильным и неповторимым.

Акварельный осенний пейзаж

Уверены, так вы еще никогда не работали акварелью! Откройте для себя новую авторскую технику от мастера пейзажного жанра, с помощью которой можно добиться совершенной воздушности акварели. Техника предполагает ведение живописи по-сырому в несколько этапов с предварительным замачиванием листа при каждом новом сеансе.

О мастер-классе:

  • узнаете, какие материалы пригодятся вам для написания пейзажа в технике по-сырому
  • подготовите рисунок таким образом, чтобы в процессе работы акварелью думать только о живописи
  • научитесь контролировать процесс высыхания листа
  • научитесь насыщать работу цветом постепенно
  • узнаете, как избежать грубых затеков краски

Мастер-класс будет интересен всем любителям акварели. Начинающие смогут попробовать себя в пейзажном жанре. А те, кто уже давно работают акварелью, познакомятся с новой техникой, которая поможет разнообразить творчество и внести в него ту воздушность, которая так четко прослеживается в работах автора.

Об авторе

Евгений Дубицкий – мастер пейзажного жанра. Его работы отличаются невероятной легкостью и воздушностью, с помощью которых он передает свет, воздух, пространство, настроение и внутреннее состояние природы.

Пейзажи наполнены добротой и любовью к русской природе. Ее отдаленные уголки, деревенские виды и городские пейзажи одинаково привлекают художника. С особой любовью он пишет окрестности Петербурга, Павловска, старых русских городов.

Программа

ЛЕКЦИЯ 1. Знакомство с автором и его техникой по-сырому. Материалы. Карандаши и формопласт. Краски и кисти. Палитра. Бумага. Ванночка и влажная морская губка. Планшет. Каким инструментом регулировать процесс стекания воды.

ЛЕКЦИЯ 2. Карандашный рисунок для акварели

Чему уделить особое внимание, чтобы облегчить процесс живописи.

ЛЕКЦИЯ 3. Первый этап живописи

Замачивание листа в ванночке с водой. Раствор гуммиарабика и зачем он необходим. Заливка основных плоскостей объединяющим тоном. Формируем основные цветовые пятна.

ЛЕКЦИЯ 4. Второй этап живописи. Замачивание листа. Исправляем места, которые затекли при первом сеансе. Проработка формы деревьев. Насыщение цветом. Блики в отражении воды.

  • ЛЕКЦИЯ 5. Третий этап живописи. Продолжаем работу над отражением воды. Насыщаем цветом зелень.
  • ЛЕКЦИЯ 6. Четвертый этап живописи. Подчищаем работу после замачивания. Придаем больше объема. Регулируем скорость стекания воды и время просыхания работы.
  • ЛЕКЦИЯ 7. Пятый этап живописи. Проработка деталей и завершение работы.

ДРУГИЕ РАБОТЫ АВТОРА

  1. Список цветов красок «Невская палитра»: кадмий лимонный, охра желтая, охра золотистая, кадмий красный светлый, краплак красный светлый, фиолетовая, индиго, кобальт синий, голубая, изумрудно-зеленая, желто-зеленая, умбра, марс коричневый, умбра жженая, сепия, сиена натуральная, нейтрально-черная.
  2. Список кистей: белка №17, синтетика «Гамма» №12, №8, №7, №3, колонок №12, №10, №8, №7, №3, щетина плоская №5, №3.
  3. Бумага: Saunders Waterford 190 и 300 gm.

Немного истории об акварельной живописи

Еще первобытные люди открыли для себя и начали применять акварельные природные пигменты. Они смешивали их с водой, наносили на скалы пальцами, а также незамысловатыми инструментами (палки, кости).

В древнем Египте водорастворимыми красителями создавались удивительные, своеобразные росписи на стенах дворцов фараонов, гробниц, религиозных сооружений, при раскопках были найдены замысловатые акварельные рисунки, изображенные на папирусе.

Акварельные краски были известны мастерам из Японии, Китая.

Работы выполнялись на шелке, а также на созданной вручную рисовой бумаге. Художники Дальнего Востока писали созерцательные пейзажи в традициях своих школ, наполняя изображения литературными аллюзиями и каллиграфией.

В 18-19 веках в Англии была разработана классическая техника, вобравшая в себя все самое важное, интересное, позволяющее с помощью акварельных красок добиваться потрясающих результатов. Акварельные пигменты использовались в технике промывки, позволяя передать на холсте световые отражения от бумажной поверхности

Веками художники сами готовили для себя водорастворимые краски, храня в секрете неповторимые рецепты. В живописи акварелью играет большую роль и поверхность, по которой работает художник. Текстура холста – это также очевидный и немаловажный фактор в работе настоящих профессионалов. Фактура поверхности бумаги изменяется под слоями краски, скользкой гладкостью пастели, под наложением коллажей. Все эти изменения нужно прочувствовать, уловить будто они — продолжение самого художника, и направить в нужное русло.

Акварельные краски – к бою

Акварелью любят рисовать как опытные художники, так и начинающие, в том числе – и самые маленькие. В ее состав входят натуральные, безвредные пигменты. Клеящие вещества в этих красках также созданы природой. Используются в основном такие, как гуммиарабик, казеин, мед, декстрин, фенол. Кисть смачивается чистой водой, затем – набирается краска, далее – на поверхности бумаги начинают возникать задуманные образы.

Что можно нарисовать акварелью? Благодаря прозрачности пигментов, акварельные краски способны передать невесомость, легкость, свежесть. Так, например, чтобы нарисовать что-то легкое, невесомое масляными красками, приходится наносить несколько непрозрачных оттенков один на другой до тех пор, пока не будет получен желаемый эффект. Акварель является универсальным средством, так как благодаря уникальной структуре красок появляется возможность воспроизвести все жанры, своеобразные и непредсказуемые эффекты. Пигменты на бумаге будто плавятся, растекаются, их смеси могут создавать различные сочетания цветов и оттенков. Что можно нарисовать акварелью для начинающих? Что только пожелает душа художника.

Возникает вопрос: а как же гуашь? Чем же акварельные краски отличаются от гуашевых? Прозрачность – это то, что отличает акварель от гуаши, где пигменты смешиваются с белилами.

Существует множество интересных способов рисования этой краской. Вот основные из них описаны ниже.

Сочетание различных материалов

Акварель — очень пластичный материал. Именно поэтому художники обожают экспериментировать и смешивать его с другими техниками. При добавлении других красок и материалов можно получить весьма неожиданные и красивые структуры на бумаге.

Акварельные карандаши

Вы наверняка слышали или даже пробовали этот близкий к акварели материал. Акварельные карандаши широко используют как начинающие художники, так и профессионалы.

  1. Ими можно работать как обычными карандашами, наносить штриховку на лист, а затем размывать водой. От количества воды и степени нажатия на кисть зависит, как сильно вы размоете карандашные линии.
  2. Также можно наносить штрихи уже по акварельному слою, а затем размывать карандаш. Получается отличный от первого приема эффект, больше напоминающий чернильные разводы.

Масляная пастель

Масляная пастель обладает довольно тяжелой структурой, из-за чего создает интересный эффект на акварельной работе. С помощью пастели можно тонировать и создавать плавные переходы из одного цвета в другой.

Также можно сыграть на контрастности цветов и поверх темного акварельного фона положить светлый штрих пастелью.

Восковые мелки или свечка

Еще один своеобразный подход для тех, кто не прочь попробовать что-то новое. Нанесите несколько штрихов мелками, а поверх положите акварель. Вы увидите, что акварель не заполняет, а как бы «обходит» участки, прокрытые восковыми мелками.

Такого же эффекта можно добиться с помощью свечи. Однако в этом случае штрихи будут только белыми.

Тушь

  1. Акварель в сочетании с тушью может дать красивые разводы. Тушь выглядит более яркой. Попробуйте использовать разные цвета.
  2. Также поверх акварели тушь ложиться весьма неплохо. Здесь получиться создать иной, более графический эффект. Можно поштриховать, дополнить рисунок деталями.

Замазка и маркеры

Поверх акварели можно нанести несколько штрихов маркерами. Не закрашивайте полностью акварельный слой, старайтесь, чтобы остались просветы. А если вы хотите высветлить участок до белого, то используйте замазку.

Маскирующая жидкость


Как красиво рисовать акварелью, чтобы белый цвет оставался нетронутым? Для этого профессиональные художники используют маскирующую жидкость, которая наносится на рисунок до того, как начинается работа с цветом. И вот какой эффект получается:

Также можно наносить маскирующую жидкость на участки, которые уже имеют цвет и полностью подсохли. Таким образом, вы сохраните цвет не тронутым, а другие участки можно дальше прорабатывать до нужной степени.

Отметим, что все вышеперечисленные способы можно комбинировать. Ваша фантазия не ограничена ничем, кроме ваших желаний. Так что пробуйте, ищите и находите свою уникальную технику!

Убираем влагу

Эта техника потребует несколько губок. Она подходит для изображения облаков, мягкого света. А еще ею можно контролировать поведение красок.

Губки

Лучше всего подойдут спонжи для макияжа. Они хорошо впитывают и дают интересный эффект.

Старайтесь не тереть губкой бумагу, а если вы это и делаете, то делайте это очень осторожно, чтобы не повредить бумагу. Бумажные полотенца

Бумажные полотенца

С их помощью вы можете создать более четкие высветления. Но бумажные полотенца очень быстро впитывают огромное количество краски. Поэтому свежую краску они могут впитать полностью.

Бумажные полотенца могут пригодиться, если вы сделали ошибку. Тогда вы сможете быстро убрать краску.

Сухая кисть

Вы можете использовать сухую кисть, чтобы создать рисунок в данной технике. Для этого хорошенько промойте и выжмите кисть. С ее помощью вы сможете создать четкие линии.

Другие способы:

  • Вы можете брызнуть водой туда, откуда нужно убрать краску, а затем впитать ее губкой.
  • Используйте различные ткани, чтобы придать текстуру
  • Можно использовать пальцы или другие части тела. Кожа тоже может впитывать влагу.

Живопись по сырому акварелью

Термины «сырое по сухому» и «сырое по мокрому» означают, что мазки наносят влажной краской на сухой слой или на влажную область. Эти два метода работы с акварелью обеспечивают наложение цвета на нанесенную ранее сырую или сухою акварель, и производят очень разные эффекты:

  • в картинах, выполненных техникой «сырое по сухому» можно видеть острые края, четкие формы;
  • в работах техникой акварели по сырому цвета растворяются друг в друге, создавая мягкие края и смешивание.

Преимущества

Самым большим преимуществом использования метода «мокрое по мокрому» является то, что иногда невозможно точно знать, какой эффект удастся получить.

Добавление другого слоя краски на влажную акварель на бумаге создает мягкое, рассеянное впечатление от полутонов. Степень смешивания зависит от влажности первого слоя. В результате получается эффект размытых форм или широко растекающегося свободного узора.

С практикой приходит умение получить конкретный результат от этого способа. Техника по сырому воспроизводит эффектные, живые картины, цветы, пейзажи и дает возможность экспериментировать.

Это особенно интересно в живописи с диффундирующими формами, без лишних деталей – легкие пейзажи, простые натюрморты, цветы, абстракция. Методы работы с акварелью порождают прозрачные, воздушные оттенки с мягкими или четкими переходами.

Особенности техники

Способ акварельной живописи «мокрый по мокрому» включает нанесение краски или воды на любую площадь картины. Основная цель состоит в том, чтобы намочить весь лист бумаги, пока поверхность больше не будет впитывать воду, но позволяет жидкости создавать тончайший слой на поверхности. Касаясь большой кистью, насыщенной краской сырого листа, получают поразительный результат в живописи.

Гидрофильные, близко расположенные, целлюлозные волокна акварельной бумаги обеспечивают сцепление и капиллярное действие — вода и влажная краска мигрируют с влажных на сухие поверхности картины.

Пигмент растекается вдоль края влажной области, оставляя более светлый тон в центре. Темный пигмент создает нерегулярные, волнообразные полосы. Тонкие или выраженные растекания получаются в зависимости от консистенции краски в разных областях и дисбаланса влаги.

Эффекты

Техника «мокрое по мокрому» включает различные специфические эффекты живописи, каждый производится с помощью различных процедур.

Диффузия осмотического дисбаланса

Концентрированная краска наносится на смоченную бумагу и диффундирует или расширяется на чистой области, особенно, если краска приготовлена с использованием диспергатора. Это создает характерный рисунок, похожий на перья птиц. Усилить эффект в пейзажах можно наклоном поверхности бумаги до высыхания.

Заливка цвета

Художники заливают большое количество слегка разбавленной краски на всю поверхность или отдельные участки рисунка и с помощью кисти, спрея с водой или при разумном наклоне создают влажные окрашенные участки.

Цвет в течение нескольких минут окрашивает случайными, деликатными вариациями, которые дополняют влажной щеткой или добавлением краски до нужной формы – это помогает рисовать цветы.

Популярные сочетания красного, желтого и синего используют в отдельных областях — после смешивания и сушки, они обеспечивают поразительные оттенки. Зарезервированные участки белого цвета сначала покрывают пленкой, маскирующей лентой или жидким латексом.

Полную заливку одним колером делают широкой кистью, чтобы получить равномерный оттенок без полос. Фрагментарно смоченный лист в конкретных местах позволяет получить удлиненные мазки, которые захватывают сухие и влажные участки и приобретают неповторимые очертания, непрерывность, четкие абрисы в сухих местах и растекания в увлажненных областях.

Для градиента сначала точно определяется область цвета с помощью разбавленной краски или чистой воды, затем более концентрированной краской касаются влажных зон кистью. Добавленная краска создает формы путем наклона или растушевки. Концентрированный цвет ослабляют путем растекания краски с помощью влажной кисти.

Особенности акварельной краски

Если умеешь рисовать, то можешь нарисовать что угодно, чем угодно. Это не про акварель!

И, столкнувшись с ним, не умея рисовать, можно выполнить прекрасную работу, потому что акварель может сама вас научить, подсказать, что как делать. А можно уметь рисовать, как я, например, но вообще не совладать с этой краской. Я, прежде чем сделать свою финальную работу, пробовала ей рисовать с натуры.

Ходила на пленэр.

Рисовала с эффектного фото.

Но вышло жутко и ядовито.

И я теперь как никогда понимаю вас, дорогие мои, когда вы смотрите различные уроки и недоумеваете, как так у автора легко выходит. А вы делаете все точно также, по инструкции, но выходит что-то невразумительное. Вот и у меня такое смятение на начальной стадии было, и тут главное себя преодолеть – понять тот момент, что вы тренируетесь, что вам нужно сделать несколько убогих работ, чтобы осмыслить принцип работы с материалом. Надо просто себя преодолеть.Акварель – такая краска, что повторить то, что нарисовал кто-то другой невозможно. Возможно скопировать карандашный рисунок, масляную картину, гуашь, акварель нельзя! Можно подсмотреть приемы и способы работы с акварелью, но нельзя воспроизвести акварельный рисунок точь-в-точь. Поэтому при первом знакомстве с акварелью попробуйте написать что-то свое, как видите и чувствуете, а не по уроку из интернета, например.

Совет 9. Наброски карандашом

Для того, чтобы картины получались интересными, важно использовать карандашные наброски. 

Неважно, что вы рисуете, сначала необходимо определить место на странице, в котором будет располагаться объект. Небольшие карандашные наброски перед началом рисования помогут вам составить хорошую композицию

Начинайте рисовать, мысленно разделяя объект на несколько небольших форм. Изобразите их легко и аккуратно, а затем продолжайте разбивать их на еще более мелкие формы. Не нужно начинать из одного угла объекта, продвигаясь к противоположному. 

Ваш набросок будет выглядеть лучше, если самые интересные части (главные объекты или основной фокус) не расположены на центральных линиях страницы. Самый сильный тональный (светлый/темный) контраст должен быть расположен в области основного фокуса. 

Пусть некоторые области наброска будут менее детальными, чем другие. Попробуйте поместить больше деталей в область основного фокуса.

Для большей уверенности, попрактикуйтесь, рисуя наброски на больших листах недорогой бумаги мягким (5В или 6В) карандашом, углем или пастельным карандашом. Работайте на вертикальной поверхности, стоя, (или на поверхности, находящейся под правильным углом для вашего поля зрения) и двигайте рукой от плеча. Работайте, переходя от большого и рельефного к мелким деталям. Только финальные штрихи должны быть сделаны точными, короткими движениями руки. 

Практикуйтесь – неважно, что вы рисуете – вам нужно потренироваться, чтобы вы могли с первого взгляда определять пропорции и переносить это на бумагу. Здесь нет легких путей, будет сточено очень много карандашей. 

Используйте правильную бумагу

Огромное значение имеет то, какую поверхность вы выбрали для рисования акварелью. Правильная бумага должна быть в состоянии поглощать большие объемы воды и выдерживать множество слоев краски, а значит, как правило, весит больше обычной бумаги.

Чем плотнее бумага, тем больше подходит для акварели. Мы рекомендуем использовать бумагу с плотностью не менее 300 г/м2 — четкая информация об этом обычно напечатана с лицевой стороны пачки.

Листы бумаги, которые можно купить по отдельности, обычно тоже маркируются. К слову, несмотря на многочисленные споры о том, с какой стороны листа нужно рисовать, мы пришли к выводу, что это зависит лишь от личных предпочтений художника — при достаточном навыке можно добиться хорошего результата с любой из сторон.

Акварельная бумага производится тремя способами: холодной прессовкой, горячей и грубым методом. Как можно понять из названий, первая делается под холодным прессом, вторая — под горячим, ну а последняя производится без использования пресса вообще.

Процесс производства оставляет свой след в текстуре бумаги. Листы из-под горячего пресса достаточно гладкие, в то время как бумага из-под холодного пресса несет ощутимую шершавость. Грубая же бумага, что логично, имеет самую жесткую текстуру.

Если вы используете неправильную бумагу, она обязательно даст вам об этом знать, набухая и сгибаясь. Многие производители называют свою бумагу акварельной, однако это не гарантирует отсутствие набухания при рисовании. Всегда судите качество бумаги по ее плотности. Бумага на картинке снизу выдает себя за акварельную, но стоит нанести на нее акварель, как она сразу набухнет и станет непригодной для работы. Что совершенно не удивительно, ведь ее плотность всего 160 г/м2.


С этим читают