Городецкая роспись

Резные куклы, миниатюрная утварь и механические игрушки


Городецкая игрушка

Городецкая игрушка

В повозки усаживали либо игрушечного кучера, либо других седоков. Они свою родословную вели от старинных кукол-балбешек. Вытесывали их из полукруглых чурбачков, на передней части которых ножом вырезали лица. Впоследствии изменились и приемы, и сюжеты. Резные деревянные куклы дают представление о том, кто населял Городец: барышни и кавалеры, попы и мастеровые, барыни и няньки, девчонки и мальчишки — в общем, полный набор персонажей провинциального городка, включая котов и петухов. Делали здесь и наборы для маленьких хозяек: миниатюрные прялки, веретенца, валики для стирки белья и даже утюжки. Позже в творчестве отдельных мастеров городецкая игрушка выходит и вовсе на новый уровень. В 60–70-х годах XX века появились механические игрушки, которые двигались по типу шарманки: деревянные фигурки изображали польку, городецкий перепляс и развод солдат.

История

Городецкая культура развилась на основе культуры текстильной керамики и бондарихинской культуры на территории лесостепной зоны. Севернее неё (за р. Окой) располагались памятники родственной дьяковской культуры, происхождение которых также связано с культурой текстильной керамики, но бондарихинские племена в её формировании участия, видимо, не принимали. Есть основание полагать, что древнейшие памятники городецкой культуры располагались в бассейне р. Дон, где известно более сотни неукреплённых городецких селищ и только 14 городищ. Городища (укрепленные поселения) появляются несколько позже и их появление, некоторые исследователи, связывают с периодом «военной демократии», который наступает на территории лесной зоны в раннем железном веке. Строительство городищ объясняется тем, что возникает необходимость в защите стад домашнего скота, на который зарились завистливые соседи. Другим каким-то богатством они не располагали. На городищах практически не находят кладов, на ранних городецких памятниках находок металлических изделий очень мало, преобладают орудия из кости. В VI—V вв. до н. э. городецкие племена были вытеснены скифами с большей части территории Подонья. Часть их перешла на Оку, другая — на территорию Саратовского Поволжья, откуда их впоследствии вытеснили сарматы. Финал носителей городецких древностей связан с формированием древнемордовских племен, в котором они несомненно приняли участие, поскольку древнейшие мордовские памятники появляются на городецкой территории. Но вопреки существующим точкам зрения, вряд ли их роль в этом процессе была главной, поскольку в древнемордовских могильниках до сих пор не найдено ни одного городецкого сосуда с текстильным орнаментом, а среди городецких памятников неизвестно ни одного могильника. Обряд погребения в землю городецкие племена не практиковали и он явно был заимствован у другого народа, представители которого появились в начале нашей эры на территории проживания городецких племен. Одни считают, что это были прикамские племена (пьяноборская культура), другие отводят эту роль сарматам, третьи полагают, что имело место миграция племен саргатской культуры.

Материалы и инструменты для городецкой росписи

Прежде чем приступать к непосредственной росписи, убедись, что у тебя подготовлены все инструменты и материалы.

кисти для рисования на ногтях. Можно отдельно приобрести 3-4 кисти разной формы и толщины или купить готовый набор. Обычно в набор входит от 5 до 15 кистей, которые применяются не только для городецкой росписи, но и для других разновидностей дизайна. Набор из 8,12 или 15 кистей представлен у бренда TNL;

Похожий набор, но из 12 кисточек для дизайна предлагает российский производитель Pole.

Для работы также потребуются стандартные средства:

  • база и топ любого любимого производителя – Kodi, CND;
  • гель-лак желтого цвета — CND, Bicycle Yellow, RuNail № 3076, Vogue Nail – «Жёлтый тюльпан». Выбирай гель-лак с плотной текстурой и насыщенной пигментацией, чтобы не наносить их в два слоя. Городецкая роспись и так получается достаточно толстой из-за многослойности;
  • обежириватель – Irisk, Domix, TNL;
  • пилка абразивности 180 и 240 грит, например Kodi;
  • баф;
  • щеточка для удаления пыли от опила и безворсовые салфетки.

Если планируешь наращивать ногти, дополнительно подготовь материалы для наращивания – гель, типсы, формы, клей.

Привыкли руки к топорам

Городецкая игрушка

Современный город Городец когда-то был большим селом на левом берегу Волги. Места эти не особенно пригодны для сельского хозяйства, зато удобны для торговли. Рядом с Нижним Новгородом располагалась крупнейшая в России Макарьевская ярмарка (позже — Нижегородская). Считается, что именно это сочетание скудных земель и прекрасно отлаженной торговли и спровоцировало у местного крестьянства такой интерес к разного рода художественным промыслам. Особенно популярна была резьба по дереву, да и вообще изготовление разной бытовой утвари. Крестьяне делали мебель, кадки и ушаты, сани, коромысла, донца для прялок и резные доски для печатных пряников. А самый ходовой товар — ложки. Их городецкие ложкари резали топорами, но результат этой грубой работы выходил очень изящным. Оптовые партии городецких ложек расходились не только по окрестностям, но и по всей стране. От ложек у мастера оставался целый ворох щепок. Поначалу их пускали на растопку. Но уже к XIX веку им нашлось другое применение: из щепы стали делать игрушки. Да так удачно, что целые семьи ложкарей бросали свой промысел и полностью переключались на новое, перспективное направление.

ГОРОДЕЦКАЯ: число душевных стремлений «9»

Категория людей, числом душевных стремлений которых является девятка, отличается неуравновешенностью и противоречивостью. Основное их стремление – улучшить качество жизни (как своей, так и других), которое они стараются воплотить в жизнь исключительно в соответствии с собственными представлениями. Природа наделила «девяточников» сверхсильным чувством ответственности и завышенными требованиями к окружающим, и лишь привязанность к близким делает их снисходительными.

Несмотря на то, что «девятки» достаточно амбициозны, излишняя мечтательность и нехватка жизненной энергии не позволяет им достичь больших высот. Неудачи могут превратить таких людей в сварливых и озлобленных на весь мир неудачников, но чаще всего «девятки» философски воспринимают поражение и продолжают искать новые пути для развития.

«Девяточников» привлекает все прекрасное. Отличаясь обостренным чувством гармонии, такие люди всегда выделяются я «в толпе»: экстравагантными нарядами, необычными занятиями, артистичностью

Всеобщее внимание необходимо им как воздух, в то время как ощущение ненужности вызывает горькую обиду. Мечта «девяток» — осчастливить всех вокруг

Но чаще всего им это не удается, потому как они не хотят вдаваться в подробности выяснения сущности счастья для конкретного человека, и поэтому либо бездействуют, либо делают что-то не то, в последствии не желая признавать свои ошибки.

Люди – «девятки» постоянно живут в мире иллюзий, которые холят и лелеют. При этом, столкновение с худшими проявлениями реальности для них – серьезный стресс, порождающий страдания и даже депрессию. Пребывая уже в зрелом возрасте, «девятки» отличаются легкомыслием, непрактичностью, неприспособленностью к жизни и юношеским идеализмом.

Между тем, иногда им все же присущи здравомыслие и рассудительность. В привычной и комфортной обстановке «девяточники» расслабляются, становятся обаятельными и милыми собеседниками. Личная жизнь у них очень насыщенна, полна эмоций и глубоких переживаний. Благодаря тому, что «девятки» умеют тонко чувствовать желания окружающих, а также создавать гармоничный ансамбль «внутреннего» и «внешнего», они нередко становятся талантливыми дизайнерами.

Изучаем основные элементы городецкой росписи для рукодельниц

Цветочная роспись.

Этот тип изображений используется наиболее часто, т.к. он самый простой в исполнении. Самым простым вариантом будем изображение только одного крупного цветка, выписанного крупными мазками. Круглые предметы, например, элементы посуды, часто украшают следующим образом: по бокам изделия изображают цветочный орнамент, а  на крышечке – узор из бутонов. Для украшения прямоугольных предметов (например, хлебниц), цветочный орнамент может быть вписан в форму ромба.

Рассмотрим основные элементы цветочного типа росписи.

«Букет».

Данный тип орнамента представляет собой симметричное изображение бутонов. Обычно используется для украшения круглых предметов, например, крышек какой-либо посуды или деревянных досок.

«Гирлянда».

Вытянутый «подвид» букета. В центре изображается один крупный цветок, а от него в разные стороны расходятся более мелкие бутончики и листья. Может использоваться при росписи деревянных досок, мебели для детей, шкатулок.


«Ромб».

По своей сути представляет собой «букет», только не круглой, а ромбовидной формы. Этот элемент городецкой росписи часто можно встретить на ставнях, дверцах шкафов или иных прямоугольных предметах. На фото представлена кухонная доска с подобным узором.

«Цветочная полоса».

Один из старейших типов узоров в стиле городецкой росписи, именно так расписывали прялки в XIX веке.  Как и следует из названия, представляет собой плотную полосу из цветков разного размера, которые симметрично чередуются, и небольших листочков. Сейчас этот тип росписи используется при росписи круглых объемных изделий, например, шкатулок. Кажется, что городецкая роспись пестрит невероятным количеством цветов. Однако если присмотреться, можно выделить несколько повторяющихся элементов. Среди наиболее популярных – розан.

«Венок».

Как и следует из названия, представляет собой «цветочную полосу», замкнутую в кольцо.

Помимо цветочных рисунков в городецкой росписи также часто встречаются изображения животных.

Цветочная роспись с мотивами «конь» и «птица».

Элементы такого типа для городецкой росписи часто можно встретить на кухонных досках, однако они могут встречаться и на мебели, и даже на более мелких предметах, например, деревянных ложках. Часто рисунки являются парными и изображаются симметрично по две стороны от условной центральной линии изделия. При этом обе стороны не обязательно могут быть совершенного одинаковыми, распространенным вариантом также являются дополняющие рисунки (черный и белых конь, петушок и курочка). Иногда встречаются комплекты из трех элементов, где два крайних являются симметричными, а центральный не имеет пары.

Лошади и птицы изображаются посреди деревьев или в окружении пышных орнаментов. Считается, что подобные мотивы имеют определенное значение. Например, петух или конь считается символом солнца, удачи, процветания. Парное изображение петуха и курочки является залогом семейного благополучия, пожеланием счастья и множества детей.

Сюжетная городецкая роспись.

Наиболее сложна для рисования. Эти картинки изображают сценки из деревенской жизни – уборку урожая, свидания, танцы. Также часто встречаются иллюстрации к различным сказкам.

Конечно же, изображение каждой фигуры имеет свой скрытый смысл. Молодой мужчина на коне – это жених. Девушка-красавица, стоящая около березки – это невеста. Очень популярным является изображение застолий, причем заставленный кушаньями стол выписывается не менее тщательно, чем персонажи. Это является пожеланием богатства и процветания.

Городецкая роспись отлично подходит для занятия с детьми любых возрастов. Для дошкольников больше подойдут простые цветочные узоры, которые рисуются крупными мазками, а с ребятами постарше можно уже попробовать более сложные изображения.

С чего брать старт

Если вы сами решили упражняться или ваш сын, или дочь желает научиться этому, необязательно посещать какие-либо курсы. Достаточно начать с малого – найти уроки онлайн в удобной для вас форме – это может быть текст с иллюстрациями, где передаётся, как рабочее полотно обретает собственные очертания.

Другие видоизменения – видео, раскраски, трафареты, позволяющие наглядно понять всё, и в итоге понять по ходу.

При проделывании трудов нецелесообразно спешить, пытаясь как можно стремительнее нанести оттенки на поверхность – так только можно получить разводы. Воспользуйтесь карандашом для того, чтобы навести контуры, но не надавливайте.

Другая особенность операции – сосредоточение тёмных пятен поверх светлых. Вам остаётся выбрать направление, в котором собираетесь творить, посему и вы освоите городецкую роспись. Живопись для совершенствования своего мастерства можно вначале подбирать в сети, после чего воспроизводить и свои текстуры или лейтмотивы.

Изначально до совершенства далеко, но с постоянным повторением и оттачиванием навыка результат станет качественней, давая право промышлять профессионально и постоянной основе.

Откуда пришло городецкое искусство?

История одного из самых высоких достижений народного творчества — городецкой росписи – началась в 19 веке. Жили на двух берегах реки Волга крестьяне в сёлах с названиями Курцево, Савино, Косково и других, которые делали прялки с резьбой и продавали их на ярмарках.


А резьбу эту они разукрашивали, чтобы их творения были ярче.

Позднее декоративный рисунок и вовсе вытеснил с прялок резьбу по дереву, а такое расписное художество стали звать «нижегородской росписью», а самих мастеров «курцевскими красильщиками».

Считается, что расцвела городецкая роспись с появлением в деревне Курцево в 1870 году иконописца из Городца по фамилии Огуречников, которого пригласили оживить роспись курцевской церкви. Именно он научил местных мастеров накладывать краски слоями, оживлять картинку белилами и придавать рисунку выразительность.

Начиная роспись с прялок, курцевские мастера потихоньку стали оттачивать своё приобретённое мастерство на посуде, лукошках, игрушках для детей, коробах. В домах появились ни на что не похожие пышные букеты, вороные кони, диковинные птицы. На дереве «пили чай» и «устраивали гулянья».

Лишь в 30-х годах XX века появилось название этого рисования по дереву, которое сегодня мы знаем и слышим – «городецкая роспись», и всё благодаря тому, что в близлежащем городке Городец продавалась такая украшенная бытовая утварь, и работали мастерские.

Нанесение рисунка по технологии городецкой росписи

Если сравнивать искусство городецких мастеров и, например, хохлому, то последнее направление технически выигрывает. Но, несмотря на сравнительную простоту, городецкая роспись не может считаться менее ценной или недостойной продолжаться в сверхновое время. Она самобытна и интересна и для детей, и для взрослых.

Технологические особенности промысла:

  • Краски наносят сразу на древесину, предварительная обработка грунтовкой не предусмотрена.
  • Фон может быть разным – черный, красный или желтый. Это все традиционная цветовая база для городецкого искусства, причем, цвет должен скрывать все шероховатости и неровности поверхности. И уже после высыхания фона мастер приступал к нанесению рисунка.
  • Первые краски умельцы изготавливали на яичной основе, но, несмотря на устойчивость состава, цветовая палитра не баловала разнообразием. Для красящего пигмента брали ягоды и травы.
  • Впоследствии начали появляться более комфортные красящие компоненты: сегодня мастера, поддерживающие нижегородский промысел, работают масляными красками. Наиболее эффективный вариант – темпера, краска на сухой основе.
  • Отличает городецкую роспись особенная точность линий: ее мастера «подсмотрели» у резчиков. На создание одной работы не зря уходило несколько дней – прорисовка деталей была совершенной. И это при том, что городецкую роспись долгое время несправедливо считали грубой и простецкой! Нет, мастера выписывали буквально каждую линию, чтобы добиться максимальной четкости образа, и заметно это еще на расписных прялках.
  • Можно сказать, выдерживались и каноны росписи. На декоративных разделочных досках людской мир был представлен в верхней плоскости, внизу же изображались представители фауны и флоры. Но строгой каноничности в городецком творчестве не было, и это прекрасно – изображения привлекали своей естественностью, легкостью, созвучием жизни людей и жизни природы.
  • Не отказать промыслу и в разнообразии форм. Сначала мастера брались за украшение прялочных донец, а потом взялись и коробы, и за лукошки, и за полочки, шкафчики, мебель. Предметы округлых форм, которые становились базой для росписи, могли помочь создать не простое, а сферическое изображение.
  • Если говорить о настоящих мастерах, то кроме кистей и красок для росписи художникам ничего не было нужно. Но если за дело берется новичок, то он сначала намечает рисунок карандашом. Впоследствии контуры рисунка мастер художник подчеркивает черным или белым, что позволяет изображению выглядеть натурально.
  • Рисунок наносили крупными, уверенными мазками. Какое-то время все же мастера грунтовали поверхность, но потом вернулись к необработанной основе. И это делало изображение прозрачным и легким.

3 этапа процесса росписи.

Технологический процесс делился на 3 этапа: и эти этапы отличались не только разными материалами, но и принципами действия мастера. Между каждым этапом изделие «отдыхало». Первый этап – замалевка: на основу наносятся основные элементы и главные цвета будущего изображения. Иначе этап известен как «замалевок» или «подмалевок». Сменяет его теневка. На уже расставленные цветовые пятна наносится контрастный рисунок (обычно делают это темной краской по светлому фону). Ну и завершает рабочий процесс разживка. Мастер добавляет на изображение блики и мелкие белые детали, за счет которых рисунок оживает.

Так могут возникать большие и маленькие работы, создание которых сегодня осилит и человек без художественного образования. Возраст не так важен, как не важны и начальные умения. Нужно проникнуться городецким творчеством, понять его технологию и отработать ее сначала на бумаге, а потом уже и на дереве.

Как рисуют по-городецки

Технология росписи по дереву у городецких мастеров своя. Первоначально художники при помощи карандаша тонкой линией накидывают будущий рисунок, намечая расположение его элементов, их размеры. Деревянная основа может быть покрыта заранее грунтовой краской одного из оттенков – красного, жёлтого или чёрного. Профессионалы не тратят время на набросок, а рисуют сразу красками.

Для городецкой росписи используют специальную краску – темперу, которую делают из натуральных или искусственных порошков. Иногда мастера берут в помощники гуашь и добавляют туда клей ПВА. Но какая бы краска ни была, самое главное – её насыщенный цвет, чем и отличается роспись из Городца.

Основа всех элементов рисуется белым цветом, называется это промалёвкой. Затем на светлый тон наносят тонкими мазками детали. Делают это тёмными оттенками, поэтому и называется этот шаг тенёвкой. На последнем этапе рисования при помощи самой тонкой кисточки делают так называемую разживку чёрной краской и оживку белой краской в виде точек и штриховки.

Когда готовая работа полностью высыхает, её покрывают лаком. В общем-то не так и сложно. Хотите попробовать? Тогда почитайте про то, что обычно рисуют городецкие мастера.

История

Расписные шкатулки, 2010 год

Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Л. В. Мельников.

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения. Сюжеты были различные. В музее «Асташово» (Костромская область) по состоянию на 2020 год хранилось донце, на котором были изображение парохода и надпись: «Американский пароход потопил рыбацкую лодку».

Этническая атрибуция

По мнению большинства исследователей, населением городецкой культуры были в основном волжские финны (предки мордвы и марийцев). Однако, что касается мордвы, данное предположение основано только на частичном совпадении территории распространения древнемордовских могильников и городецких памятников. Данная точка зрения утвердилась в 1930-х годах, когда в советской археологии господствовала теория автохтонного происхождения подавляющего большинства народов, заселявших в древности территорию современной России. Автохтонное происхождение мордвы было обосновано А. П. Смирновым, который отнес к городецкой культуре и мордовские могильники III-V веков.

Что такое городецкая роспись

Русский народный промысел в виде городецкой росписи появился в начале 19 века. Мастера кисти украшали цветными узорами ставни, сундуки, детские игрушки и мебель. С появлением обилия красителей и инструментов, декор был адаптирован для нейл-индустрии.

Городецкая роспись характеризуется 6 цветами:

  • красный и его оттенки;
  • оттенки синего, в том числе голубой;
  • желтый;
  • белый;
  • коричневый;
  • зеленый.

Для создания подходящих оттенков часто смешивают краски, в том числе и в нейл-дизайне.

Основными элементами городецкой росписи являются народные мотивы:

  • сцены из жизни людей;
  • всадники;
  • животные;
  • мужчины и женщины в обычной жизни;
  • растительные узоры – цветы, ягоды.

Несколько советов по созданию яркого и аккуратного узора:

  • отработай технику. Даже если ты прекрасно рисуешь, отработай технику городецкой росписи на бумаге. Сначала изображай крупные узоры, постепенно уменьшая до размеров ногтя;
  • используй качественные материалы. Дешевые красители могут потрескаться сразу после высыхания и испортить узор;
  • обзаведись набором кистей. Для прорисовки разных деталей используются кисти разного размера и толщины.

Для создания городецких узоров используются как натуральные, так и искусственные ногти. Для раскрытия рисунка, лучше, если ногтевая пластина будет длиной, хотя и на короткой нейл-мастерам удаётся создавать прекрасные городецкие мотивы.

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись


«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.

«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.

Городецкая роспись: основные элементы

Для такой росписи необходимы специальные краски. Их называют «темперу». Делаются темперу-краски из сухих порошков либо из их аналогов. Альтернативой таким краскам может стать обычная гуашь, в которую добавили клей ПВА. Если выбор мастера пал на гуашь, то он должен знать, что при городецкой росписи перед промазыванием второго слоя рисунка, нужно дождаться полного высыхания первого слоя, иначе работа будет иметь белёсый оттенок.

Спецификой городецкой росписи является рисование без макета, то есть, художник плавно ведёт кисть по поверхности. Какие могут быть художественные приёмы при росписи? Их много, например:

  • Широкие мазки кистью.
  • Тонкие линии конкой кисточкой.
  • Виртуозны штрихи средней кистью.

Для такой росписи необходимы специальные краски

На какой поверхности выполняется городецкая роспись? Обычно за основу берётся дерево. При желании можно создать на нём цветной фон, раскрасив поверхность в красный, жёлтый или другой цвет.

Схема работы следующая:

  1. Для начала мастер помечает на поверхности приблизительные размеры композиции. Для этого можно использовать карандаш. При этом он не делает прорисовку макета! Это нужно для того, чтобы наметить будущий размер всех узоров росписи.
  2. Многие мастера советуют намечать контур узора не карандашом, а сразу красками. По их мнению, именно такая технология считается правильной.
  3. Узлы рисунка делаются тонкой кисточкой и светлой краской. Так работа смотрится аккуратнее.
  4. Поверх светлых пятен ставятся более тёмные. В этом состоит особенность данного ремесла.
  5. Перед началом работы следует собрать несколько разных кистей, так как различные детали удобно прорисовывать по-своему. Например, тонкие линии получатся красивыми только в том случае, если прорисовать их тоненькой кисточкой.
  6. Главными элементами городецкой росписи являются так называемые «оживки». К ним относят точки, круги, спирали, штрихи и дуги.

Религия

Исторически Городец был центром Старообрядчества в Российской Империи. Здесь мирно проживали представители православия рядом со старообрядцами различных согласий (направлений).В годы Советской власти храмы всех вероисповеданий города Городца были закрыты, а некоторые из них полностью разрушены. В 1990-е годы началось восстановление церквей. Ныне в городе действуют православные храмы Михаила Архангела (1712 г.), Спасский (1752 г.), Покровский (1824), старообрядческий (древлеправославный) храм Успения Богородицы, восстанавливается единоверческая Крестовоздвиженская церковь. В 2009 году Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был освящён возобновлённый Городецкий мужской Феодоровский монастырь.

На территории бывшего детинца находится храм во имя Успения Пресвятой Богородицы — небольшая кирпичная церковь, построенная после 1905 года — невысокий одноглавый четверик с шатровой колокольней. Первоначально эта церковь принадлежала старообрядцам, приемлющим белокриницкую иерархию. Закрыта в 1930-х годах. В 1990-х годах возвращёна старообрядцам новозыбковской иерархии в юрисдикции патриарха Московского и всея Руси Александра (Калинина), как наиболее крупной старообрядческой общине города, отремонтирована.

В 2012 году Городец стал центром Городецкой и Ветлужской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата, в которую вошли приходы северных районов Нижегородской области. Глава епархии — епископ Августин (Анисимов), бывший настоятель Феодоровского монастыря.

Кроме того, в городе проживают представители иных христианских конфессий, в том числе с середины XIX века — представители Римско-католической и Лютеранской церквей, не имеющие своих культовых зданий. С середины XX века в городе действует община евангельских христиан-баптистов. С конца XX века действует община Свидетели Иеговы.

Что нужно приобрести для уроков

Современный подход позволяют сегодня применять технологии использования городецкой росписи не только на дереве, как это было изначально, но и на обыкновенном листе бумаге. В школьной программе детей знакомят с методиками изображения животных и узоров городецких мастеров.

Для проведения уроков для детей нужно приобрести такие необходимые принадлежности.

Материал, на котором будет изображаться рисунок. Для детей, которые только начинают делать первые шаги в городецкой росписи, идеальным вариантом будет обыкновенная бумага или картон (не глянцевый).

Для тех, кто уже приобрел навыки техники изображения, можно использовать для работы деревянные заготовки. Это могут быть разделочные доски, тарелки и т. д.

  • Краска. Ее выбор также во многом зависит от того, сколько дети занимаются этим мастерством. Если новички, то подойдут гуашевые краски. Самые обычные наборы из 12 штук могут быть использованы.
  • Кисточки. Их нужно подбирать разные по размеру. Лучше, если это будут кисточки из натурального ворса.
  • Лак. Если рисовать по деревянной поверхности, то после высыхания рисунок нужно закрепить прозрачным лаком. Он предохранит рисунок от повреждений и не даст краскам выцветать.

Немного истории

История указывает, что развитие этюдов по древесине привело к его применению на самых неожиданных предметах, которые включали в себя:

  • мебель;
  • сундуки;
  • сани;
  • утварь, используемая в помещении.

Чаще всего был символический характер, а фоновыми тонами были: зелёный, синий и иногда чёрный. Особенно популярными были и есть рисунки со специфической тематикой, где показаны люди и звери.

После I мировой войны искусство пришло в упадок, вынуждая специалистов искать другие источники дохода. Возрождение популярности направления связано с именем И.И. Овешкова, который открыл мастерскую для общественности.

В ней была организована подготовка соответствующих кадров, что и дало прирост умеющих обрабатывать исходник. Приобщение нового поколения к воссозданию обликов вырабатывает ощущение принадлежности к культуре своей страны и развивает художественное мышление на несхожих уровнях.

Технология городецкой росписи

Современные мастера для создания картин в данной технике используют краску – темпера. Ее можно заменить гуашью с добавлением клея ПВА. Из каждого выбранного цвета создают два оттенка: один разбеленный, а другой насыщенный. Этапы городецкой росписи:

  1. Роспись можно выполнять сразу на деревянной основе или предварительно покрыть ее желтой, красной или черной краской.
  2. Тонкими линиями с помощью карандаша намечается будущий узор. Делают подобные действия для основных элементов.
  3. Широкой кистью наносят основу цветков в виде пятен правильной круглой формы.
  4. Сверху делают повторные мазки более темным оттенком. После завершения крупных элементов с помощью нескольких мазков формируют листочки.
  5. На заключительном этапе с помощью тонкой кисти наносят штрихи и точки черного и белого цвета.
  6. После высыхания все изделие покрывают бесцветным лаком.


С этим читают